Стабильность популяции леопарда еще не обеспечена
На совещании с докладом «Предложения общественных организаций по сохранению амурского тигра и дальневосточного леопарда» выступил кандидат биологических наук, директор Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы – Россия Юрий Дарман.
«России есть чем гордиться – популяция амурского тигра на сегодняшний день одна из самых крупных и устойчивых в мире, несмотря на то этому подвиду редкой кошки очень трудно приходится на северном пределе ареала. За полсотни лет численность амурского тигра выросла с нескольких десятков до 450 особей. Ситуацию с дальневосточным леопардом чуть не упустили из вида – но в последние несколько лет у леопардов появился шанс – численность постепенно начала расти с 30 до 35-40 особей. И эта общая заслуга российских и зарубежных ученых, неправительственных организаций, государственных органов всех уровней. И отрадно, что судьбой тигра заинтересовался В.В.Путин, а над леопардом взял шефство С.Б.Иванов. Проведение данного совещания также подтверждает внимание к этим уникальным кошкам со стороны руководства Минприроды и Росприроднадзора. Сделано немало, но на системном уровне устойчивость популяций пока не обеспечена.
В первую очередь необходимо решить организационно-финансовые вопросы:
Целенаправленное браконьерство на тигра удалось сократить до минимума благодаря запрету в Китае, падению спроса, усилению работы таможенным органов. Тем не менее, ежегодно погибает от рук человека практически весь прирост популяции (около 40 особей), появился рынок новых русских. Многократное повышение штрафных санкций за добычу тигров, к сожалению не дает эффекта, потому что доказать убийство непосредственно в лесу удается в единичных случаях. В основном задерживаются перекупщики, и наказание в тысячу рублей никого не останавливает. Поэтому необходимо многократно усилить наказание за незаконное хранение и перемещение шкур и других частей тигра и леопарда на территории России.
В 1996 г. была утверждена национальная Стратегия сохранения амурского тигра, а в 1998 г. – дальневосточного леопарда. Они, безусловно, сыграли свою роль в общей координации, но основные их положения остались невыполненными из-за отсутствия финансирования и недостатка государственного внимания. В 2006 г. был утвержден новый типовой формат видовых стратегий, поэтому необходимо переработать Стратегии в соответствии с новыми законодательными и нормативными актами и учетом десятилетнего изучения. И заказчиком должно выступить Минприроды России, а исполнителем Российская Академия Наук с привлечением всех заинтересованных организаций и фондов. И эти документы должны получить реальное финансовое подкрепление из федерального бюджета, потому сохранение амурского тигра и дальневосточного леопарда – международная задача России.
На местном уровне должны быть подготовлены конкретные Программы действий по охране тигра, леопарда и мест его обитания. В настоящее время, администрации Приморского и Хабаровского краев занялись этой задачей, но уровень выделенных субвенций (по 300 тысяч рублей на каждый субъект), конечно, не позволяют даже приступать к их решению. Необходимо эти субвенции увеличить до миллионов рублей.
Больным вопросом уже много лет остается существование Специнспекции «Тигр» (Росприроднадзор), несмотря на изрядное финансирование из федерального бюджета, эффективность ее работы упала до минимума. По разным причинам руководство инспекции давно потеряло доверие и государственных органов и общественных фондов. Последним прекратил их финансировать Фонд Феникс. Несмотря на неоднократные обращения прокуратуры, краевого и окружного Росприроднадзора – проблема не решается. В то же время, такая полноценная структура крайне необходима для координации всех работ по тигру и леопарду на Дальнем Востоке, обеспечению сбора информации и решению конфликтных ситуаций. По сути это должен быть Центр мониторинга с 3-4 полевыми группами и оборудованными вольерами для передержки хищников. В случае решения кадровых вопросов, фонды готовы оказать серьезную поддержку. Нужна также государственная программа страхования для компенсации ущерба местным жителям от хищничества тигра и леопарда.
Необходима активизация переговоров по разработке Российско-Китайской программы совместных действий по сохранению амурского тигра и дальневосточного леопарда. В преддверии Года Тигра по азиатскому календарю, Россия могла бы занять лидирующее положение и пригласить во Владивосток глав правительств «тигриных» стран. В Тигрином саммите предполагается участие руководителей 12-16 стран, в первую очередь, Индии, Индонезии, Малайзии, Китая. Это предложение уже получило поддержку в Минприроды у Администрации Приморья. Для леопарда важнейшей международной задачей является создание Российско-Китайского трансграничного резервата.
Во вторых, требуется завершить формирование системы ООПТ в ареале амурского тигра и дальневосточного леопарда:
На сегодняшний день ООПТ накрывают около 20% ареала амурского тигра (36485 кв.км) и 40% остаточного ареала дальневосточного леопарда (1883 кв.км), но они не закрывают еще все наиболее важные участки концентрации редких кошек.
Для тигра ключевым природоохранным районом остается бассейн р.Бикин, где рекомендуется создать Территорию традиционного природопользования и придать ей статус Всемирного Наследия. Второй участок – Шкотовское плато, по которому пройдет трасса ВСТО-2. Нужно создать большую охранную зону по периметру Уссурийского заповедника и объявить заповедник биосферным с включением в его состав буферных зон в составе ГООХ «Орлиное» и Учебно-опытного лесхоза. Для обеспечения миграции тигров в Китай требуется создать заказник на хребте Стрельникова в Приморском крае как компенсацию при сооружении ВСТО-2 и газопровода Хабаровск-Владивосток.
Для леопарда сегодня главное наполнить жизнью решение по созданию единой ООПТ. А это - скорейшее завершение передачи ГПБЗ «Кедровая падь» в структуру Минприроды России с имеющимся штатом, материально-технической базой и финансированием. Приведение в соответствие с законодательством документов заповедника, формирование и утверждение бюджета, укрепление кадрового состава (штат 100 человек, базовый бюджет не менее 25 млн.руб.). Требуется реальная передача заказников «Барсовый» и «Борисовское плато» под оперативное управление ГПБЗ «Кедровая падь»: создание комиссии, передача остатков материально-технической базы, утверждение Положения, формирование бюджета, решение кадровых вопросов. Учитывая большое международное звучание этой ООПТ, требуется выделение специальных целевых средств на строительство центральной усадьбы новой структуры в п.Барабаш (административный корпус с музеем, гараж, служебный жилой фонд - 1 млн.руб. на проектирование и не менее 15 млн.руб. на строительство первой очереди).
Чтобы избежать конфликта с прокладкой газопровода и созданием будущего транспортного коридора на корейский полуостров, необходимо изменить границы, Леопардового заказника, исключив участок между полуостровом Песчаный и р.Барабашевкой (3654 га) при условии присоединения к заказнику участка в верховьях р.Амба (3347 га). Схема прилагается. Потребуются средства на землеустройство заповедника и заказника с уточнением границ и площадей, согласование перевода земель гослесфонда и госземзапаса на территории заказника «Леопардовый» в земли природно-заповедного фонда как кластерных участков заповедника.
Для завершения эконета крайне желательно присоединить к «Земле леопарда» два участка за системой пограничных инженерных сооружений к юго-востоку и северо-западу от ООПТ (от границы с КНДР до Полтавского заказника – 40 тыс.га) для создания экологического коридора вдоль границы с КНР. Ввести строгий природоохранный режим на территории санитарной зоны Пушкинского месторождения артезианских вод (основы питьевого водоснабжения «большого» Владивостока в форуму АТЭС 2012), обеспечивающий и сохранение леопарда.
В-третьих, обеспечить сохранение и устойчивое лесопользование в местообитаниях амурского тигра и дальневосточного леопарда:
Немедленно ввести мораторий на заготовку кедра корейского и внести его в список пород, запрещенных к рубке. Обеспечить силами федеральных структур строгий контроль за назначением и исполнением рубок ухода в местах обитания амурского тигра и полностью их запретить в защитных лесах, особенно в кедровых орехово-промысловых зонах. Запретить все виды рубок в заказниках в ареале обитания амурского тигра (Бирский, Матайский, Таежный, Верхнебикинский, Леопардовый).
Закрепить все имеющиеся кедровые орехово-промысловые зоны за постоянными арендаторами, заинтересованными в использовании недревесной продукции леса, а не рубках ухода.
Разработать специальные Правила ведения заготовок леса в местообитаниях амурского тигра и дальневосточного леопарда.
Решить вопрос о закрытии военных полигонов (Бамбуровский, Нарвинский, Борисовский) и передачи их земель в земли природно-заповедного фонда, или минимизировать их деятельность с обеспечением противопожарных и антибраконьерских мероприятий.
Разработать и утвердить программу противопожарной охраны и восстановления лесов Юго-Западного Приморья с целевым финансированием. Обязать всех собственников и арендаторов земельных угодий в ареале леопарда обеспечивать противопожарные мероприятия и оперативное тушение пожаров.
В-четвертых, обеспечить высокую численность диких копытных животных и ведение охотничьего хозяйства с учетом интересов амурского тигра и дальневосточного леопарда